Многопрофильные центры педиатрии в Санкт‑Петербурге и Пушкине

Первый день рождения

Первый день рождения ребенка – одно из важнейших событий в каждой семье. Казалось, еще недавно родившийся, ничего не умеющий ребенок превратился в любознательного малыша, которому все интересно: он залезает во все углы, его привлекают дверцы шкафчиков, ящички и содержимое в них, электрические розетки и лампочки. Малыш всюду сует свой нос, он тянет, бросает, хватает все то, что попадается ему на глаза. Вытаскивает кастрюли, высыпает крупу, может разлить мамины духи, примерить бабушкины очки. Родители в ужасе: ни на минутку нельзя оставить одного! Что же в этом случае делать? Посадить в манеж? Вроде это и безопасно для ребенка, и мама все успеет сделать по дому.

Рекомендации родителям.

Запретить малышу двигаться – значит запретить ему развиваться. Малыш должен ходить столько, сколько ему хочется. Ограничение свободы недопустимо, оно тормозит развитие вашего ребенка.  Необходимо просто создать безопасное пространство в вашем доме:

  • • содержимое нижних шкафов перенесите в недоступное для ребенка место. Если это невозможно, то перевяжите резинками дверцы или закройте специальными приспособлениями, чтобы малыш не добрался до привлекательных для маленьких детей вещей;
  • • все доступные ребенку электрические розетки закройте специальными крышечками, которые вы с легкостью можете приобрести в магазине;
  • • окна и балконные двери закройте прочными запорами;
  • • сковородки ставьте на плите ручками к стене;
  • • на время откажитесь от напольных ваз и низко висящих горшков с цветами.

Скоро  первый день рождения малыша и  ребенок уже ведет себя по-другому. Он может без объяснимых причин упасть на пол, валяться, отказываться вставать,  закапризничать, отказаться от  сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш  превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же происходит? . С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства.  Это новая ступень в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности и  независимости. Вся жизнь человека  состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название возрастные, их избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода. Любой кризис – это скачок в развитии. В это время ребенок приобретает новые черты и качества, они  позволяют ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности,  с которой необходимо считаться. В такие периоды нелегко приходится не только родителям, но и самому малышу. Кризисов не надо бояться. Их надо преодолеть или пережить вместе с ребенком, это явление временное. Найдите компромисс в общении, ведь  после кризиса наступит новый светлый период. 

Что  делать родителям в период кризиса?

  • • Не расстраивайтесь, наберитесь терпения.
  • • Предоставьте малышу больше самостоятельности. Ребенку в этот период необходимо, чтобы его понимали, уважали, гордились им.
  • • Предоставьте ребенку право на ошибки, иначе вы будете  тормозить его развитие.
  • • Останавливайте ребенка только тогда, когда он может причинить себе вред.
  • • Поймите, что ребенок не всегда сразу может понять, что вы от него требуете.
  • • Никогда не кричите на ребенка, не раздражайтесь.
  • • Не ссорьтесь в присутствии ребенка  и никогда не обманывайте ребенка.
  • • Всегда выполняйте обещанное.
  • • Старайтесь всегда найти компромисс.

Стабильность необходимых в быту требований в сочетании с гибкостью и готовностью принять новое в своем ребенке – вот универсальный рецепт поведения для взрослых в общении с детьми, переживающими трудные моменты возрастного кризиса.

Дети очень любознательны.

Постарайтесь рассказывать и показывать малышу как можно больше. Любая игра – это знакомство окружающим миром. В игре развивается восприятие ребенка. Совершенствуя систему восприятия, взрослый готовит фундамент к развитию более сложной психической функции – мышления.

Для полноценного развития важна вся сенсорная система: зрительное, слуховое, кинестетическое, запаховое, двигательное, вкусовое восприятие. Ребенок  в этом возрасте старается активно познать окружающий его мир, поэтому важно дать ему опыт знакомства как можно с большим количеством предметов различного свойства, опыт познания собственного тела.

Что  интересует годовалого малыша?

 Покажите ребенку, как устроены предметы, как с ними можно поиграть:

  • • Открывать замок, и закрывать коробочку;
  • • Прятать игрушки в коробку, а потом находить их там;
  • • Пересыпать из одной емкости в другую песок;
  • • Строить домик, собирать пирамидку;
  • • Возить игрушки - машину, паровоз;
  • • Гладить мягкие, шероховатые, твердые, гладкие предметы;
  • • Рвать и резать бумагу;
  • • Проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия. Кубики, шарики, пирамидки, палочки;
  • • Нанизывать большие и маленькие кольца на стержень. Собирать пирамидку. 
  • • Раскладывать однородные предметы, резко различных по форме, на две группы.

Важно развивать тактильную чувствительность для того, чтобы в играх со сверстниками малыш не толкал их сильнее допустимого, чтобы  чувствовал границы своего тела.  Для получения опыта тактильных ощущений, надо чаще прикасаться к ребенку, гладить, целовать, обнимать , а также предоставить ему возможность ощупывать, облизывать, трогать разные предметы, игрушки, нюхать фрукты, цветы, сравнивать вкус разных блюд.

☎ +7 (812) 327‑55‑01

✉ 
Задать вопрос врачу: