Многопрофильные центры педиатрии
в Санкт-Петербурге и Пушкине

Адаптация детей к детскому саду и школе

Первое сентября — день волнительный и долгожданный для детей, которые впервые идут в детский сад или школу. Для родителей, бабушек и дедушек день поступления в школу и сад особенный. Очень важно тщательно и заблаговременно подготовиться к этому важному событию.

Часто начало посещения детского сада или школы сопровождается плохим самочувствием ребенка — обостряются хронические заболевания, дети чаще болеют. Чтобы избежать возможных проблем, ребенок должен быть здоров и готов к саду или школе, а также к предстоящим осенним заморозкам, слякоти и холодной зиме. Поэтому мы рекомендуем начать подготовку посещения детского сада или школы с диспансеризации малыша, которую лучше проводить за 2 месяца до поступления в детское учреждение.

Начинает и завершает диспансеризацию осмотр педиатра. При первом посещении доктор полностью осматривает ребенка, собирает анамнез, изучает медицинскую карту ребенка. В зависимости от возраста, особенностей конституции, образа жизни, состояния иммунной системы, риска хронических заболеваний педиатр определит круг специалистов, которых нужно посетить, сроки профилактических прививок, ряд нужных лабораторных анализов и необходимых УЗИ. Все эти обследования вы пройдете в нашем медицинском центре. При повторном визите к педиатру мы составим заключение о здоровье ребенка, построенное на основании результатов полного и всестороннего обследования. Если есть необходимость, врач назначит лечение. Также педиатр посоветует профилактические мероприятия для сохранения и укрепления здоровья, даст рекомендации по питанию, режиму дня, физическому воспитанию (гимнастика, массаж, физиотерапию, закаливание), подходящие именно для вашего малыша. Педиатр определит длительность периода адаптации в детском учреждении, подскажет, на что маме, воспитателю и учителям обратить внимание.

 В детском саду и школе увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка, так как он теперь больше времени проводит за рисованием, лепкой, чтением, письмом и другими занятиями, требующими напряжения зрения. Очень важно перед детским садом или школой показать малыша врачу офтальмологу. Специалист проверит остроту зрения ребенка, исключит возможную патологию глаз, расскажет о профилактических мероприятиях.

Многие дети страдают хроническим тонзиллитом. Осенью, на фоне снижения иммунитета и погружения в новую среду и детский коллектив, хронические заболевания носоглотки резко обостряются. Поэтому перед посещением детского сада и школы желательно посетить отоларинголога. Обязательно нужно провести санацию полости рта, выявить пораженные кариесом зубы, изменения в прикусе. Врач-стоматолог расскажет, как избежать проблем с зубами, научит правильно чистить зубы, порекомендует зубные пасты для ребенка, при необходимости проведет лечение. Необходимо пройти осмотр у врача ортопеда. Этот доктор оценит физическое развитие, выявит, нет ли плоскостопия, правильная ли осанка, расскажет как подобрать стол и функциональный стул для ребенка, назначит группу для занятий физической культурой и порекомендует, каким видом спорта лучше заниматься. 

Из лабораторных исследований необходимо сделать общий анализ крови. Он покажет содержание гемоглобина, лейкоцитов (клеток крови, защищающих организм от инфекции), эозинофилов (маркеры аллергии и глистной инвазии) и других форменных элементов крови. Нужно выполнить общий анализ мочи. На фоне снижения защитных сил организма в осенне-зимний период, при купании в бассейне, после перенесенной респираторной вирусной инфекции может появиться или обостриться инфекция мочевых путей. Обязательно перед детским садом и школой необходимо сделать соскоб на энтеробиоз для исключения остриц. При неустойчивом стуле, запорах нужно исследовать кал ребенка (копрограмма): анализ покажет, какие составляющие пищи перевариваются, а какие нет. По показаниям может понадобиться проведение УЗИ органов брюшной полости и почек, консультация гастроэнтеролога.

Важной составляющей подготовки малыша к детскому саду и школе является и профилактика острых респираторных заболеваний. Применяют различные средства, направленные на повышение не специфических защитных сил иммунитета. Используют  закаливание, курсы витаминов и др. Малыш перед поступлением в детский сад или школу должен иметь профилактические прививки согласно прививочному календарю. Не рекомендуется проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в детский сад и школу. Первая профилактическая прививка уже в детском саду назначается после окончания периода адаптации, но не ранее чем через один месяц.

Такая диспансеризация перед детским садом и школой поможет родителям узнать о возможных заболеваниях ребенка и принять необходимые меры предосторожности, а малышу позволит, находясь в детском коллективе, избежать частых заболеваний.

Первый раз в первый класс!


Привыкнуть к школе некоторым детям достаточно сложно, ведь дети разные, не все посещали до поступления в школу детский сад, не все привыкли к коллективным методам воспитания, да и подготовка в детских садах не одинакова. Поэтому рассмотрим некоторые тонкости школьной адаптации. Первокласснику не всегда нелегко приспособиться к новым условиям. Раньше ребенок целый день бегал, прыгал, играл, иногда мог покапризничать, а теперь ему нужно спокойно сидеть за партой, внимательно слушать, отвечать на вопросы, запоминать новую информацию и выполнять распоряжения учителя. Не сразу все получается у ребенка. Особенно тяжело приходится в первые три недели учебы. Примерно через месяц наступает «неустойчивое приспособление», когда ребенок уже более-менее свободно чувствует себя в новой обстановке. «Устойчивым» оно становится тогда, когда ребенок втягивается в учебный процесс и его организм реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением, чем раньше. Достаточно сложно сказать, когда это произойдет. Обычно этот процесс занимает два-три месяца. В некоторых случаях он растягивается до полугода. Но бывает и наоборот. Ребенок в первые дни ходит в школу, как на праздник: ему интересно сидеть за партой, знакомиться с новыми детьми, учителями и т.д. Но, насытившись новыми впечатлениями, сын или дочь отказывается идти в школу. Может быть, он физически устает, может быть ему трудно сосредоточиться, может быть, у него не все получается хорошо. Как помочь детям пережить этот не простой период их новой жизни? Попробуем дать полезные рекомендации:

 Постарайтесь правильно замотивировать вашего ребенка. Объясните ему, что в школе он научится писать, считать, узнает много нового о других странах, животных, приобретет новых друзей и пр. А вот аргумент  «учиться нужно, чтобы быть умным» вряд ли подействует.

• Продумайте режим дня ребенка. Каждый день должен проходить по плану, это дает ощущение стабильности. Если распорядок войдет в привычку, то не надо будет тратить дополнительных усилий для того, чтобы посадить ребенка за уроки или во время отправить его спать. Все будет подчинено расписанию. Ребенок научится рассчитывать и ценить свое время и будет больше успевать за день. Прежде чем отдавать ребенка в различные секции, нужно подумать, стоит ли это делать в первые месяцы учебы? Первые два месяца лучше повнимательнее отнестись к учебному процессу, а затем подобрать театральную или изостудию, спортивную секцию или хор. 

 Продумайте, будет ли ваш ребенок посещать продленный день или его будет забирать бабушка или няня. Эти решения должны быть оговорены заранее. Возможно, лучше взять отпуск на две недели и помочь ребенку адаптироваться в школе.

 Очень важно поддерживать ребенка в этот период, разделяя его первые трудности и радости. Необходимо больше хвалить свое чадо и помогать ему. Не требуйте от ребенка идеального выполнения заданий. Любое маленькое хорошо выполненное им задание надо расценивать как небольшую победу. Если что-то не получилось с первого раза, необходимо вместе с ребенком  начать сначала и постараться решить задачу вместе.

 Проводите с ребенком больше времени. Под общением подразумевается не только обсуждение событий дня, но и совместные занятия, например поход на выставку, в цирк, театр, общие игры на свежем воздухе, загородные прогулки.

• Если ребенок рассказывает вам о каких-то конфликтных ситуациях (между ним и учениками или между ним и учителем), не стоит сразу же горячо поддерживать только одну сторону. Попробуйте быть объективным, разберитесь в ситуациях. Сын или дочка то хвалит учителя (либо новых друзей), то ругает. Сначала много друзей, а затем с кем-то из них возникают ссоры и размолвки. Отнеситесь к этому спокойно. На этапе привыкания чувства ребенка нестабильны. Со временем они станут гораздо более постоянными.

Первый раз в детский сад!


По сравнению с адаптацией к школе привыкание к детскому саду кажется легким. Ребенок дважды в день гуляет, днем спит, много играет. Малышей в группе не много. Есть воспитатель и няня. Распорядок дня привычен для ребенка. Но малышам тоже бывает нелегко войти в новую жизнь. Ребенок расстается с мамой, а большинству детей это тяжело. Не все дети, приходя в сад, достаточно самостоятельны. Многие не умеют одеваться и раздеваться, вешать и складывать свои вещи, завязывать шнурки и надевать ботинки, аккуратно есть, заправлять постель. Раньше все делала мама и не старалась научить и подготовить ребенка к саду. Ведь самой все сделать быстрее. Как же помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

• В первый месяц лучше приводить ребенка в детский сад на несколько часов, например, только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми и воспитателем, а затем на половину дня. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят родителей приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять, не хотят расставаться с друзьями, с воспитателем. Иногда даже плачут и капризничают.

• Не вводите дома большое количество запретов, их достаточно в детском саду. Пусть ребенок занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается много эмоций и справиться с ними самостоятельно ему трудно. Не позволяйте много смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на органы зрения и нервную систему.

• Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы. Очень полезны занятия лепкой и оригами.

• Репетируйте с ребенком дома те вещи, которые плохо даются в детском саду. Научите его заправлять постель, сервировать стол, пользоваться ложкой и вилкой, убирать за собой, пользоваться ножницами, мыть посуду и т.д. Чаще обращайтесь с просьбами о помощи в домашних делах и всегда хвалите ребенка. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.

• Чтобы ребенок был меньше подвержен простудным заболеваниям, приложите все усилия по закаливанию. Врачи рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите в бассейн.

• Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку, ему будет легче пережить расставание с домом. Выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек, пусть поделится с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки, а можно только попросить.

• Если ваш малыш с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в подвижные игры, принесите побольше игрушек для занятий в песочнице, большой грузовик, ведерки, формочки и совочки, пусть весе вместе играют. Пригласите к себе друзей с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.

• Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет, но поскольку детей в группе много, придется подождать.

• Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать их нельзя. Если воспитательница зовет всех кушать, значит, надо идти и кушать, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.

• Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте врача садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.

• Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный детскому саду. В выходные дни ребенок должен вставать примерно в то же время, что и всегда, максимум на час позже. Днем должен быть тихий час, обязательна длительная прогулка. Чем быстрее ребенок привыкнет к новому режиму, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду. 

Адаптация08.10.2014, 2100 просмотров.